Законы. Нормы. Правила: ООС https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila Sun, 28 Apr 2024 22:12:20 +0300 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru Экологический вопрос в комплексном развитии мурманского транспортного узла как российской арктической гавани https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/2240-ekologicheskij-vopros-v-kompleksnom-razvitii-murmanskogo-transportnogo-uzla-kak-rossijskoj-arkticheskoj-gavani https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/2240-ekologicheskij-vopros-v-kompleksnom-razvitii-murmanskogo-transportnogo-uzla-kak-rossijskoj-arkticheskoj-gavani

 Малкина В. Д., РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

На протяжении вот уже нескольких лет не утихают жалобы жителей Мурманска на пылевое загрязнение городских территорий проявляющегося в виде черного налета.  

Подробную идентификацию пыли в Мурманске провел Центр лабораторного анализа и технических измерений по Мурманской области (ЦЛАТИ, подразделение Росприроднадзора). В течение 2012 – 2014 гг проводилось системное исследование  атмосферного воздуха Мурманской области. В этой работе заслуживает отдельного внимания примененная методика отбора проб и корреляционный анализ.

Основной вклад выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Мурманской области от стационарных источников вносят предприятия следующих отраслей экономики: обрабатывающие производства (65,3 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (19,6 %), добыча полезных ископаемых (8,8%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (2,2 %), транспорт и связь (1,7 %), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (0,9 %). Основными источниками выбросов в воздух области являются предприятия цветной металлургии, а территорией, вносящий наиболее весомый вклад в валовые выбросы  - Печенгский район (42% от суммарных выбросов Мурманской области).

В самом городе Мурманске, по данным исследования, основными источниками загрязнения являются предприятия теплоэнергетики и автотранспорта.

По данным Мурманского УГМС уровень загрязнения атмосферного воздуха г. Мурманска оценивается как повышенный. Отмечаются случаи повышения загрязнения атмосферного воздуха оксидами азота, фенолом, формальдегидом, бензапиреном. Повышение концентрации оксидов азота создаются выбросами предприятий и автотранспорта.

Изучая вопрос идентификации техногенной пыли, ЦЛАТИ определяет главные источники пыли: предприятия теплоэнергетической сферы, промышленные предприятия и автотранспорт.

I.  Угольная пыль

Отмечено, что количество образующейся пыли напрямую зависят от используемых средств пылеподавления, орошения и прочее.

II. Мазутная зола

Все крупные теплоэнергетические объекты г. Мурманска используют мазут в качестве топлива. При этом дымовые трубы пяти основных котельных имеют существенную высоту, и рассеивание мазутной золы происходит на большие расстояния. Мурманск фактически полностью покрывается зонами воздействия мазутных котельных. Системами пылегазоочистки ни одна котельная не оборудована. И объемы выбросов мазутной золы связаны напрямую с качеством и количеством используемого топлива.

III. Влияние дизельного транспорта

Дизельный транспорт был выбран в связи с тем, что удельное образование сажи и содержание зольного остатка в дизельном топливе на несколько порядков выше, чем в бензине. Сюда же относится влияние железной дороги.

IV. Другие источники

Определенный вклад в общее загрязнение воздуха вносит мусоросжигательный завод и угольные котельные в разных районах города.

 

Для анализа 2014 года были отобраны пробы с 32 точек с учетом жалоб жителей, розы ветров и охватом различных участков города. В качестве основных показателей, определяющих источник происхождения пыли, рассматривались: зольность, содержание кремния, железа, алюминия и ванадия. В качестве следовых элементов: свинец, медь, никель, кобальт, цинк. Для соответствия работе 2013 года были добавлены титан и марганец.

Для анализа было взято 33 пробы. Сначала пробы озолялись для  проведения исследования зольности, потом проводилось полное растворение проб с определением химического состава на пламенно-ионизационном ААС ContrAA 300 и термо-ионизационном МГА-915М. Для учета растворенных форм металлов в талой воде, производился пересчет на твердый остаток. Дополнительно был произведен рентген-флуоресцентный анализ проб угля и мазутной золы.

Различия в составе золы разных источников образования черного налета позволяют идентифицировать преимущественный источник образования пыли для каждой пробы. Значительное отличие концентрации металлов в зольном остатке позволило построить корреляционные зависимости.

На основании данных о зольности большинства проб (80-90%) и повышенном содержания ванадия в большинстве проб, был сделан вывод, что основной вклад в накопление техногенной пыли в масштабах города вносят котельные и дизельный транспорт.

Так, в 2013 г. суммарные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников составили 269,8 тыс. т, в процентном отношении они распределились следующим образом (рис. 1): твердых веществ - 23,7%, диоксида серы – 35,6%, оксида углерода - 15,7%, оксидов азота -13,5%, углеводородов (без летучих органических соединений, ЛОС) - 8,4%, ЛОС - 1,8%

clati malkina

Рис. 1. Соотношение выбросов загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников

Для аппроксимации полученных данных применялся метод линейной корреляции Пирсона, позволивший определить соответствие места отбора пробы и источника преимущественного загрязнения.

Угольная пыль преимущественно присутствует только в трех пробах, отобранных на территории жилой застройки, непосредственно около порта. Но даже в непосредственной близости с портом химический состав пыли уже сильно отличается от состава источника - образцовой пробы угля, взятой в порту. Мазутная зола преимущественно присутствует в 24 пробах на территории всей городской застройки. Сажа дизельного транспорта присутствует преимущественно в 3-х пробах, взятых в городской застройке и в 6 пробах менее выражено.

Выводы исследования следующие. Химический анализ показал кардинально разный состав исследуемых проб, что может говорить о неоднородности и разных источников происхождения пыли. В целом, анализирует ЦЛАТИ, на город осуществляется комплексное воздействие предприятий и автотранспорта, что приводит к накоплению техногенной пыли.

Ведомство предлагает и пути решения «пылевой проблемы». Для разрешения ситуации с накоплением техногенной пыли, необходимо комплексное решение, но наибольший вклад сыграла бы установка газоочистных сооружений и/или использование малозольных видов топлива. Также необходимо вести жесткий контроль за мероприятиями по пылеподавлению на промышленных предприятиях, в том числе при перевалочных работах в Торговом порту. Решение проблем загрязнения города транспортом связано с еще более сложными решениями: оптимизация транспортных потоков, использование более экологически чистого топлива, ужесточение экологических норм используемых двигателей и проч.

Эксперты и экологи об исследовании ЦЛАТИ

Выводы ЦЛАТИ подтверждают и другие эксперты. Так к.г.н., заведующий лабораторией ФГБУ Институт глобального климата и экологии Росгидромета и РАН С.Г. Парамонов полагает, что идентификация пыли проведена аккредитованной лабораторией достоверно, с учетом действующих аналитических методик, а полученные соотношения содержания различных металлов и зольности проб позволяют определить источник техногенной пыли. С.Г.Парамонов отмечает, что основное влияние на накопление техногенной пыли оказывают предприятия, использующие мазут в качестве топлива.

Сертифицированный эксперт в области исследования экологического состояния объектов городской среды, член Палаты судебных экспертов, эколог-аудитор В.Н. Тушонков также поддерживает заключение лаборатории и других специалистов о том, что город полностью попадает в зону оседания сажи от мазутных котельных.

Исследование ЦЛАТИ Росприроднадзора не только делает системный  вывод о происхождении тревожащей жителей Мурманска техногенной пыли на основании научного анализа, но и дает рекомендации о том, каким образом решать сложившуюся ситуацию. Дальнейшие шаги должны стать результатом совместной работы руководства области, городских властей, предприятий города и общественности.

]]>
nomail123@ecovestnik.ru (tmp0) оос: законы. нормы. правила Mon, 06 Apr 2015 08:11:35 +0300
Минприроды России разработана форма плана снижения сбросов для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении водоотведения https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/1496-minprirody-rossii-razrabotana-forma-plana-snizheniya-sbrosov-dlya-predotvrashcheniya-negativnogo-vozdejstviya-na-okruzhayushchuyu-sredu-pri-osushchestvlenii-vodootvedeniya https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/1496-minprirody-rossii-razrabotana-forma-plana-snizheniya-sbrosov-dlya-predotvrashcheniya-negativnogo-vozdejstviya-na-okruzhayushchuyu-sredu-pri-osushchestvlenii-vodootvedeniya

Проект Постановления Правительства РФ "Об установлении Требований к содержанию плана снижения сбросов, порядку и срокам его согласования, оснований для отказа в согласовании такого плана"

Утверждение Плана предусмотрено Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", который должен вступить в силу с 1 января 2013 года (за исключением отдельных положений).

План снижения сбросов разрабатывается для установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов при условии наличия утвержденных для объектов централизованных систем водоотведения, объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, достижение которых не обеспечивается.

Организации, осуществляющие водоотведение, абоненты таких организаций будут разрабатывать план в целях поэтапного снижения установленных нормативов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы.

Предлагаемый план включает в себя мероприятия по охране окружающей среды в сфере водоотведения, планируемое снижение объемов (массы) сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, сроки выполнения мероприятий, объем и источники их финансирования, ответственных за выполнение должностных лиц.

Предусмотрен порядок утверждения и согласования плана, исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании.

Источник:  КонсультантПлюс
http://www.consultant.ru/law/hotdocs

]]>
eadaev@post.ru (Editor) оос: законы. нормы. правила Thu, 22 Nov 2012 12:15:01 +0400
ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/846-fz-qo-sanitarno-epidemiologicheskom-blagopoluchii-naseleniyaq https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/846-fz-qo-sanitarno-epidemiologicheskom-blagopoluchii-naseleniyaq
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ

Принят
Государственной Думой
12 марта 1999 года

Одобрен
Советом Федерации
17 марта 1999 года


(в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,
от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ,
от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ,
от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ,
от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами от 12.06.2008 N 88-ФЗ,
от 27.10.2008 N 178-ФЗ, от 22.12.2008 N 268-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Статья 4. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 8. Права граждан
Статья 9. Права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
Статья 10. Обязанности граждан
Статья 11. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Глава III. САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Статья 12. Санитарно - эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений

Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования абзаца второго пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 13 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).

Статья 13. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства

Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования статьи 14 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).

Статья 14. Санитарно-эпидемиологические требования к потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции

Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования пунктов 2, 3, 4, 5, 6 статьи 15 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).

Статья 15. Санитарно - эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства

Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования пунктов 2 и 3 статьи 16 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).

Статья 16. Санитарно - эпидемиологические требования к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации
Статья 17. Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания населения
Статья 18. Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам
Статья 19. Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению
Статья 20. Санитарно - эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях
Статья 21. Санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок
Статья 22. Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления
Статья 23. Санитарно - эпидемиологические требования к жилым помещениям
Статья 24. Санитарно - эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта
Статья 25. Санитарно - эпидемиологические требования к условиям труда
Статья 26. Санитарно - эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами
Статья 27. Санитарно - эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека
Статья 28. Санитарно - эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения

Глава IV. САНИТАРНО - ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ) МЕРОПРИЯТИЯ

Статья 29. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
Статья 30. Санитарная охрана территории Российской Федерации
Статья 31. Ограничительные мероприятия (карантин)
Статья 32. Производственный контроль
Статья 33. Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями
Статья 34. Обязательные медицинские осмотры
Статья 35. Профилактические прививки
Статья 36. Гигиеническое воспитание и обучение

Глава V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 37. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование
Статья 38. Разработка санитарных правил
Статья 39. Утверждение и введение в действие санитарных правил
Статья 40. Особенности лицензирования отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека

Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования статьи 41 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).

Статья 41. Особенности сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека
Статья 42. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок

Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования статьи 43 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).

Статья 43. Государственная регистрация веществ и продукции
Статья 44. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 45. Социально-гигиенический мониторинг

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 46. Основные принципы организации и деятельности системы государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Статья 47. Финансовое обеспечение органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 47.1. Финансовое обеспечение федеральных государственных учреждений, обеспечивающих деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 48. Право органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и учреждений, обеспечивающих их деятельность, на пользование имуществом и земельными участками
Статья 49. Должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 50. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор
Статья 51. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей
Статья 52. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор
Статья 53. Ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор
Статья 54. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства
Статья 56. Утратила силу. - Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.
Статья 57. Гражданско - правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 58. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 59. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего Федерального закона
Статья 60. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль
30 марта 1999 года
N 52-ФЗ

      

]]>
eadaev@post.ru (Editor) оос: законы. нормы. правила Mon, 21 May 2012 12:30:42 +0400
Рослесхоз разработал проект положения о лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/736-rosleskhoz-razrabotal-proekt-polozheniya-o-litsenzirovanii-deyatelnosti-po-tusheniyu-lesnykh-pozharov https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/736-rosleskhoz-razrabotal-proekt-polozheniya-o-litsenzirovanii-deyatelnosti-po-tusheniyu-lesnykh-pozharov

Рослесхоз разработал проект Положения о лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров. Положение должно быть утверждено постановлением Правительства РФ. По оценкам самого Рослесхоза, в общей сложности лицензии на тушение лесных пожаров должны будут получить около 4800 организаций. Лицензированием деятельности по тушению лесных пожаров в Рослесхозе и его территориальных органах будут заниматься на постоянной основе около ста человек, это потребует дополнительных ежегодных расходов примерно в 111 миллионов рублей (не считая расходов самих организаций, которые будут вынуждены получать лицензии). Для сравнения: в 2011 году в среднем в одном субъекте Российской Федерации на борьбу с лесными пожарами из состава лесных субвенций планируется израсходовать около 45 миллионов рублей.

Требование отдельного лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров было введено Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. №442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Требование обязательного лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров вступает в силу с 2012 года.

Ниже приводится проект Положения о лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров.

"Проект

Положение о лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Под деятельностью по тушению лесных пожаров понимается деятельность по:

обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;

доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;

локализацию лесного пожара;

ликвидацию лесного пожара;

наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;

предотвращение возобновления лесного пожара.

3. Лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - лицензирующий орган).

4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений, лесопожарной, высокопроходимой автомобильной, тракторной и (или) вездеходной техники, противопожарного оборудования, и химических веществ (ретардантов, пенообразователей и других), инструмента, средств индивидуальной защиты и спецодежды, средств связи, парашютно-десантного (при выполнении авиационных работ по охране лесов) и полевого снаряжения, документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании;

б) наличие в штате юридического лица или индивидуального предпринимателя специалистов, ответственных за осуществление лицензируемой деятельности, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по специальности "лесное хозяйство", либо, при наличии иного высшего или среднего профессионального образования, прошедших профессиональную подготовку в образовательных учреждениях лесопожарного профиля и имеющих квалификацию руководителя тушения лесных пожаров, или стаж работы в области обеспечения пожарной безопасности в лесах и тушения лесных пожаров не менее 3 лет;

в) наличие у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности, из которых не менее 50 процентов имеют стаж работы в указанной области не менее 2 лет;

г) отсутствие медицинских противопоказаний, наличие противоэнцефалитных прививок (в районах опасных по клещевому энцефалиту) у работников соискателя лицензии (лицензиата), участвующих в осуществлении мер пожарной безопасности в лесах и ликвидации лесных пожаров;

д) повышение квалификации указанных в подпункте "б" лиц в области лицензируемой деятельности не реже одного раза в 5 лет;

е) выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, в том числе требований по технике безопасности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами;

ж) выполнение лицензиатом требований к предоставлению информации по выполнению мер пожарной безопасности в лесах и тушению лесных пожаров в соответствии с установленными нормативными правовыми актами в области лицензируемой деятельности

з) применение лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, соответствие которой нормативным требованиям подтверждено декларацией о соответствии.

5. Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности являются невыполнение требований подпунктов "а" - "ж" пункта 4 настоящего Положения, а также умышленное искажение информации о выполнении мер пожарной безопасности в лесах и лесных пожарах (количество, площади, противопожарные силы и средства, задействованные на тушении), предоставляемой в соответствии с подпунктом "ж", в том числе для государственного статистического учета лесных пожаров и их последствий.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";

б) копии документов, подтверждающих квалификацию и соответствие медицинским требованиям работников, осуществляющих лицензируемую деятельность;

в) копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающих стаж работы работников в области обеспечения пожарной безопасности в лесах;

г) документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии помещений, лесопожарной, высокопроходимой автомобильной, тракторной и (или) вездеходной техники, средств связи, противопожарного оборудования и химических веществ (ретардантов, пенообразователей и других), инструмента, средств индивидуальной защиты и спецодежды, парашютно-десантного (при выполнении авиационных работ по охране лесов), полевого снаряжения и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.

7. Копии документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, не заверенные нотариусом, предоставляются с предъявлением оригиналов.

8. Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, не допускается.

9. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются соискателем лицензии в лицензирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением.

10. Лицензирующий орган проводит проверку:

а) полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных соискателем лицензии в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения, путем их сопоставления со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

б) возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в соответствии с требованиями, установленными для организации проверок Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

11. Лицензия предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

12. В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган выдает его дубликат на основании письменного заявления лицензиата в течение 10 дней с даты получения заявления.

Дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, оформляется с пометкой "дубликат" в 2 экземплярах, один из которых вручается лицензиату, другой хранится в лицензионном деле лицензирующего органа.

В случае необходимости лицензирующий орган выдает заверенную им копию документа, подтверждающего наличие лицензии, на основании письменного заявления лицензиата в течение 5 дней с даты получения заявления.

13. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности и предусмотренная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается лицензирующим органом в официальных электронных или печатных средствах массовой информации, а также на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 15 дней с даты:

а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности;

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении или прекращении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, а также о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

14. Доступ к информации, указанной в пункте 13 настоящего Положения, является свободным и безвозмездным.

15. Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом или его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

16. Предоставление документа, подтверждающего наличие лицензии (отказ в предоставлении лицензии), переоформление, приостановление, возобновление действия лицензии, аннулирование лицензии, а также ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

17. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах."

Лесной форум Гринпис России

]]>
eadaev@post.ru (Editor) оос: законы. нормы. правила Thu, 19 Apr 2012 12:57:26 +0400
Арбитражными судами признаются необоснованными требования Росприроднадзора по взиманию платы за размещение отходов с юридических и физических лиц https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/648-arbitrazhnymi-sudami-priznayutsya-neobosnovannymi-trebovaniya-rosprirodnadzora-po-vzimaniyu-platy-za-razmeshchenie-otkhodov-s-yuridicheskikh-i-fizicheskikh-lits https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/648-arbitrazhnymi-sudami-priznayutsya-neobosnovannymi-trebovaniya-rosprirodnadzora-po-vzimaniyu-platy-za-razmeshchenie-otkhodov-s-yuridicheskikh-i-fizicheskikh-lits

В Гильдии экологов

Арбитражными судами признаются необоснованными требования Росприроднадзора по взиманию платы за размещение отходов с юридических и физических лиц, если их основная деятельность не связана с размещением отходов производства и потребления, и они не осуществляют деятельность по размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона N 89-ФЗ. Для разъяснения данной ситуации Гильдия экологов обратилась в Минприроды Россиии.

Текст письма и ответ МПР размещены на странице http://www.ecoguild.ru/docs/2011-12mpr_othody.htm

]]>
eadaev@post.ru (Editor) оос: законы. нормы. правила Wed, 28 Mar 2012 06:47:25 +0400
Законопроект «Об основах государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления» https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/641-zakonoproekt-ob-osnovakh-gosudarstvennoj-politiki-v-oblasti-obrashcheniya-s-otkhodami-proizvodstva-i-potrebleniya https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/641-zakonoproekt-ob-osnovakh-gosudarstvennoj-politiki-v-oblasti-obrashcheniya-s-otkhodami-proizvodstva-i-potrebleniya

В комиссии по нормотворчеству и правоприменению в сфере природопользования Общественного совета Росприроднадзора готовится к обсуждению законопроект «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ».

См. документ: zakon-othody.doc

]]>
eadaev@post.ru (Editor) оос: законы. нормы. правила Tue, 27 Mar 2012 08:09:12 +0400
Утвержден план мероприятий по контролю за природопользованием https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/601-utverzhden-plan-meropriyatij-po-kontrolyu-za-prirodopolzovaniem https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/601-utverzhden-plan-meropriyatij-po-kontrolyu-za-prirodopolzovaniem

Председатель правительства РФ Владимир Путин утвердил План мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Об этом сообщила пресс-служба правительства.

План предусматривает, в частности, следующие мероприятия: - подготовка поправок к проекту федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий», вводящих дополнительную категорию объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду, в отношении которых меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды не применяются; определение для отдельных загрязняющих веществ допустимых уровней воздействия на окружающую среду, при соблюдении которых меры государственного регулирования по отношению к хозяйствующим субъектам не применяются; установление обязательных требований к производственному экологическому контролю и их дифференциация в зависимости от категории объектов хозяйственной и иной деятельности; установление регионального экологического надзора; - разработка проекта постановления правительства РФ, устанавливающего исчерпывающий перечень загрязняющих веществ, в отношении выбросов (сбросов) которых применяются меры государственного регулирования, а также веществ, запрещенных для выброса (сброса) в окружающую среду; - разработка проекта постановления, устанавливающего обязательные требования к производственному экологическому контролю с дифференциацией в зависимости от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; - внесение изменений в постановление правительства «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации», предусматривающего исключение требования о взимании платы за выдачу разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ; - упрощение системы лицензирования в сфере обращения с отходами производства и потребления; - установление положения о том, что к лицензируемым видам деятельности относится деятельность по хранению, захоронению и обезвреживанию отходов I - IV классов опасности; - установление уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления, в отношении которых прекращается лицензирование; - установление требований к подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; - установление требований к транспортированию отходов с дифференциацией в зависимости от вида (класса опасности) отхода; - установление положения об осуществлении производственного контроля в области обращения с отходами; - дифференцирование составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами; - установление уведомительного порядка начала тех видов деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления, в отношении которых прекращается лицензирование; - упрощение системы паспортизации отходов.

   С полным текстом Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды можно ознакомиться на официальном сайте правительства РФ.


   Отчет о выполнении мероприятий плана Минприроды России обязано представлять ежеквартально.
<http://businesseco.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=500763>;

]]>
eadaev@post.ru (Editor) оос: законы. нормы. правила Sat, 17 Mar 2012 10:40:17 +0400
Новые законопроекты МПР. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/596-novye-zakonoproekty-mpr-o-zashchite-prav-yuridicheskikh-lits-i-individualnykh-predprinimatelej-pri-osushchestvlenii-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora-i-munitsipalnogo-kontrolya https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/596-novye-zakonoproekty-mpr-o-zashchite-prav-yuridicheskikh-lits-i-individualnykh-predprinimatelej-pri-osushchestvlenii-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora-i-munitsipalnogo-kontrolya

Независимая экспертиза на коррупциогенность


Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 37 Закона Российской Федерации «О недрах» и Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
http://mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=128396

]]>
eadaev@post.ru (Editor) оос: законы. нормы. правила Fri, 16 Mar 2012 05:40:41 +0400
Распоряжение Правительства РФ по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/595-rasporyazhenie-pravitelstva-rf-po-sovershenstvovaniyu-kontrolno-nadzornykh-i-razreshitelnykh-funktsij-i-optimizatsii-predostavleniya-gosudarstvennykh-uslug-v-sfere-prirodopolzovaniya-i-okhrany-okruzhayushchej-sredy https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/595-rasporyazhenie-pravitelstva-rf-po-sovershenstvovaniyu-kontrolno-nadzornykh-i-razreshitelnykh-funktsij-i-optimizatsii-predostavleniya-gosudarstvennykh-uslug-v-sfere-prirodopolzovaniya-i-okhrany-okruzhayushchej-sredy

Распоряжение от 6 марта 2012 г. №329-р
 
Об утверждении прилагаемого плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды
 
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления (далее - план мероприятий).
 
2. Минприроды России ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Правительственную комиссию по проведению административной реформы доклад о ходе выполнения плана мероприятий.
 
3. Руководителям федеральных органов исполнительной власти принять необходимые меры по организации выполнения плана мероприятий.
 
4. Внесение изменений в план мероприятий осуществляется по решению Правительственной комиссии по проведению административной реформы без внесения изменений в настоящее распоряжение.
 
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин

 Дополнительные материалы по теме
Приложение к Распоряжению от 6 марта 2012 г. №329-р
191.5 kb DOC
http://government.ru/media/2012/3/14/48911/file/329-pril.doc

]]>
eadaev@post.ru (Editor) оос: законы. нормы. правила Fri, 16 Mar 2012 05:38:40 +0400
САНПИН 2.1.4.1175-02 Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/522-sanpin-2141175-02-gigienicheskie-trebovaniya-k-kachestvu-vody-netsentralizovannogo-vodosnabzheniya-sanitarnaya-okhrana-istochnikov https://www.ecovestnik.ru/index.php/oos-zakony-normy-pravila/522-sanpin-2141175-02-gigienicheskie-trebovaniya-k-kachestvu-vody-netsentralizovannogo-vodosnabzheniya-sanitarnaya-okhrana-istochnikov
САНПИН 2.1.4.1175-02 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВОДЫ НЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ. САНИТАРНАЯ ОХРАНА ИСТОЧНИКОВ (Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 ноября 2002 г. N 40)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 25 ноября 2002 г. N 40

"О введении в действие санитарных правил "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02"

 

На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ* "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554** постановляю:

Ввести в действие санитарные правила "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 ноября 2002 года, с 1 марта 2003 г.

 

                                                                                                                            Г.Онищенко

 

______________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295.

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 декабря 2002 г.

Регистрационный N 4059

 

Утверждено

Главным государственным

санитарным врачом

Российской Федерации

17 ноября 2002 г.

 

Дата введения: 1 марта 2003 г.

 

2.1.4.Питьевая вода и водоснабженние населенных мест

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1175-02

"Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников"

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящие "Санитарно-эпидемиологические правила и нормы" подготовлены на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650), постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295) и имеют целью предупреждение и устранение загрязнения воды источников нецентрализованного водоснабжения общего и индивидуального пользования.

1.2. "Санитарные правила и нормы" устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории.

1.3. Нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.

1.4. Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.

1.5. "Санитарные правила и нормы" являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

1.6. Контроль за соблюдением требований "Санитарных правил и норм" осуществляется центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации.

 

II. Требования к выбору места расположения водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения

 

2.1. Выбор места расположения водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения имеет приоритетное значение в деле сохранения постоянства качества питьевой воды, предотвращения ее бактериального или химического загрязнения, предупреждения заболеваемости населения инфекциями, передающимися водным путем, а также профилактики возможных интоксикаций.

2.2. Выбор места расположения водозаборных сооружений осуществляется их владельцем с привлечением соответствующих специалистов и проводится на основании геологических и гидрогеологических данных, а также результатов санитарного обследования близлежащей территории.

2.3. Геологические и гидрологические данные должны быть представлены в объеме, необходимом для решения следующих вопросов: глубина залегания грунтовых вод, направление потока грунтовых вод в плане населенного пункта, ориентировочная мощность водоносного пласта, возможность взаимодействия с существующими или проектируемыми водозаборами на соседних участках, а также с поверхностными водами (пруд, болото, ручей, водохранилище, река).

2.4. Данные санитарного обследования должны содержать информацию о санитарном состоянии места расположения проектируемого водозаборного сооружения и прилегающей территории с указанием существующих или возможных источников микробного или химического загрязнения воды.

2.5. Место расположения водозаборных сооружений следует выбирать на незагрязненном участке, удаленном не менее чем на 50 метров выше по потоку грунтовых вод от существующих или возможных источников загрязнения: выгребных туалетов и ям, складов удобрений и ядохимикатов, предприятий местной промышленности, канализационных сооружений и др.

При невозможности соблюдения этого расстояния место расположения водозаборных сооружений в каждом конкретном случае согласуется с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2.6. Водозаборные сооружения нецентрализованного водоснабжения не должны устраиваться на участках, затапливаемых паводковыми водами, в заболоченных местах, а также местах, подвергаемых оползным и другим видам деформации, а также ближе 30 метров от магистралей с интенсивным движением транспорта.

2.7. Количество населения, пользующегося нецентрализованным источником водоснабжения, определяется в каждом конкретном случае исходя из дебита источника и принятых норм водопотребления. Водозаборные сооружения должны обеспечить прохождение через них требуемых объемов воды.

 

III. Требования к устройству и оборудованию водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения

 

3.1. Правильное устройство и оборудование водозаборных сооружений позволяет решить не только вопросы надежности и долговечности таких сооружений, удобства пользования ими, но и защиты воды от загрязнения и засорения.

3.2. Наиболее распространенными водозаборными сооружениями в населенных местах являются шахтные и трубчатые колодцы различных конструкций и глубины, а также каптажи родников (ключей).

3.3. Требования к устройству шахтных колодцев

3.3.1. Шахтные колодцы предназначены для получения подземных вод из первого от поверхности безнапорного водоносного пласта. Такие колодцы представляют собой шахту круглой или квадратной формы и состоят из оголовка, ствола и водоприемной части.

При невозможности соблюдения этого расстояния место расположения водозаборных сооружений в каждом конкретном случае согласуется с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3.3.2. Оголовок (надземная часть колодца) служит для защиты шахты от засорения и загрязнения, а также для наблюдения, водоподъема, водозабора и должен иметь не менее чем на 0,7 - 0,8 метра выше поверхности земли.

3.3.3. Оголовок колодца должен иметь крышку или железобетонное перекрытие с люком, также закрываемое крышкой. Сверху оголовок прикрывают навесом или помещают в будку.

3.3.4. По периметру оголовка колодца должен быть сделан "замок" из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины или жирного суглинка глубиной 2 метра и шириной 1 метр, а также отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодца должно быть ограждение, а около колодца устраивается скамья для ведер.

3.3.5. Ствол (шахта) служит для про , 93;ода водоподъемных приспособлений (ведер, бадей, черпаков и т.п.), а также, в ряде случаев, и для размещения водоподъемных механизмов. Стенки шахты должны быть плотными, хорошо изолирующими колодец от проникновения поверхностного стока, а также верховодки.

3.3.6. Для облицовки стенок колодца в первую очередь рекомендуются бетонные или железобетонные кольца. При их отсутствии допускается использование камня, кирпича, дерева. Камень (кирпич) для облицовки стенок колодца должен быть крепким, без трещин, неокрашивающим воду и укладываться также, как бетонные или железобетонные кольца на цементном растворе (цемент высоких марок, не содержащий примесей).

3.3.7. При устройстве срубов должны использоваться определенные породы древесины в виде бревен или брусьев: для венцов надводной части сруба - ель или сосна, для водоприемной части сруба - лиственница, ольха, вяз, дуб. Лесоматериал должен быть хорошего качества, очищенный от коры, прямой, здоровый, без глубоких трещин и червоточин, не зараженный грибком, заготовленный за 5-6 месяцев.

3.3.8. Водоприемная часть колодца служит для притока и накопления грунтовых вод. Ее следует заглублять в водоносный пласт для лучшего вскрытия пласта и увеличения дебита. Для обеспечения большого притока воды в колодец нижняя часть его стенок может иметь отверстия или устраиваться в виде шатра.

3.3.9. Для предупреждения выпирания грунта со дна колодца восходящими потоками грунтовых вод, появления мути в воде и облегчения чистки на дне колодца должен быть отсыпан обратный фильтр.

3.3.10. Для спуска в колодец при ремонте и очистке в стенки его должны заделываться чугунные скобы, которые располагаются в шахматном порядке на расстоянии 30 см друг от друга.

3.3.11. Подъем воды из шахтных колодцев осуществляется с помощью различных приспособлений и механизмов. Наиболее приемлемым с гигиенической точки зрения является использование насосов различных конструкций (ручных и электрических). При невозможности оборудования колодца насосом допускается устройство ворота с одной или двумя ручками, ворота с колесом для одной или двух бадей, "журавля" с общественной, прочно прикрепленной бадьей и др. Размер бадьи должен примерно соответствовать объему ведра, чтобы переливание воды из нее в ведра не представляло затруднений.

3.4. Требования к устройству трубчатых колодцев (скважин)

3.4.1. Трубчатые колодцы предназначены для получения подземных вод из водоносных горизонтов, залегающих на различной глубине, и бывают мелкими (до 8 м) и глубокими (до 100 м и более). Трубчатые колодцы состоят из обсадной трубы (труб) различного диаметра, насоса и фильтра.

3.4.2. Мелкие трубчатые колодца (абиссинские) могут быть индивидуального и общественного пользования; глубокие (артезианские скважины), как правило, общественного пользования.

Устройство и оборудование артезианских скважин осуществляются в соответствии со строительными нормами и правилами.

3.4.3. При оборудовании трубчатых колодцев (фильтры, защитные сетки, детали насосов и др.) используются материалы, реагенты и малогабаритные очистные устройства, разрешенные Минздравом России для применения в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения.

3.4.4. Оголовок трубчатого колодца должен быть выше поверхности земли на 0,8-1,0 м, герметично закрыт, иметь кожух и сливную трубу, снабженную крючком для подвешивания ведра. Вокруг оголовка колодца устраиваются отмостки (см. п.3.3.4) и скамья для ведер.

3.4.5. Подъем воды из трубчатого колодца производится с помощью ручных или электрических насосов.

3.5. Требования к устройству каптажей родников

3.5.1. Каптажи предназначены для сбора выклинивающихся на поверхность подземных вод из восходящих или нисходящих родников (ключей) и представляют собой специально оборудованные водосборные камеры различной конструкции.

3.5.2. Забор воды из восходящих родников осуществляется через дно каптажной камеры, из нисходящих - через отверстия в стене камеры.

3.5.3. Каптажные камеры нисходящих родников должны иметь водонепроницаемые стены (за исключением стены со стороны водоносного горизонта) и дно, что достигается путем устройства "замка" из мятой, утрамбованной глины. Камеры восходящих родников оборудуются глиняным "замком" по всему периметру стен. Материалом стен может быть бетон, кирпич или дерево определенных пород (см. п.3.3.6. и 3.3.7).

3.5.4. Каптажные камеры должны иметь горловину с люком и крышкой, оборудованы водозаборной и переливной трубами, иметь трубу опорожнения диаметром не менее 100 мм, вентиляционную трубу и должны быть помещены в специальные наземные сооружения в виде павильона или будки. Территория вокруг каптажа должна быть ограждена.

3.5.5. Водозаборная труба должна быть оборудована краном с крючком для подвешивания ведра и выведена на 1-1,5 м от каптажа. Под краном устраивается скамейка для ведер. На земле у конца водозаборной и переливной труб устраивается замощенный лоток для отвода излишков воды в водоотводную канаву.

3.5.6. Горловина каптажной камеры должна быть утеплена и возвышаться над поверхностью земли не менее, чем на 0,8 м. Для защиты каптажной камеры от затопления поверхностными водами должны быть оборудованы отмостки из кирпича, бетона или асфальта с уклоном в сторону водоотводной канавы.

3.5.7. В целях предохранения каптажной камеры от заноса песком устраивается обратный фильтр со стороны потока воды, а для освобождения воды от взвеси каптажную камеру разделяют переливной стенкой на два отделения: одно - для отстаивания воды и последующей его очистки от осадка, второе - для забора осветленной воды.

3.5.8. Для целей осмотра, очистки и дезинфекции каптажа в стене камеры должны устраиваться двери и люки, а также ступеньки или скобы. Вход в камеру следует устраивать не над водой, а выносить его в сторону, чтобы загрязнения с порога или ног не попадали в воду. Двери и люки должны быть достаточной высоты и размеров, чтобы обеспечить удобное проникновение в каптажную камеру.

 

IV. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения

 

4.1. По своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать нормативам, приведенным в таблице.

 

——————————————————————————————————————————————————————————————————————

|    Показатели     |   Единицы измерения    |         Норматив         |

——————————————————————————————————————————————————————————————————————

                            Органолептические

 Запах               баллы                    не более 2-3

 Привкус             баллы                    - "- 2-3

 Цветность           градусы                  - " - 30

 Мутность            ЕМФ (единицы мутности по в пределах 2,6-3,5

                     формазину) или мг/л  (по - " - 1,5-2,0

                     коалину)

                               Химические

 Водородный          единицы РН               в пределах 6-9

 показатель

 Жесткость общая     мг-экв./л                - " - 7-10

 Нитраты (NО3)       мг/л                     не более 45

 Общая минерализация -"-                      в пределах 1000-1500

 (сухой остаток)

 Окисляемость        -"-                      - " - 5-7

 перманганатная

 Сульфаты (SO4(2-))  -"-                      не более 500

 Хлориды (CL(-))     -"-                      - " - 350

 Химические вещества -"-                      ПДК

 неорганической    и

 органической

 природы

                           Микробиологические

 Общие   колиформные число бактерий в 100 мл  отсутствие

 бактерии*

 Общее     микробное число образующих колонии 100

 число               микробов в 1 мл

 Термотолерантные    число бактерий в 100 мл  отсутствие

 колиформные

 бактерии**

 Колифаги**          число   бляшкообразующих отсутствие

                     единиц в 100 мл

 

______________________________

* При отсутствии общих колиформных бактерий проводится определение глюкозоположительных колиформных бактерий (БГКП) с постановкой оксидазного теста;

** Дополнительные показатели в соответствии с п.4.2.

 

4.2. В зависимости от местных природных и санитарных условий, а также эпидемической обстановки в населенном месте перечень контролируемых показателей качества воды, приведенных в п.4.1, расширяется по постановлению Главного государственного санитарного врача по соответствующей территории с включением дополнительных микробиологических и (или) химических показателей.

На территориях, официально признанных зонами радиационного загрязнения, качество воды в источниках нецентрализованного водоснабжения по показателям радиационной безопасности оценивается в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 (Зарегистрированы в Минюсте РФ 31 октября 2001 г., регистрационный N 3011).

 

V. Требования к содержанию и эксплуатации водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения

 

5.1. Правильное содержание и эксплуатация водозаборных сооружений и устройств имеет решающее значение в профилактике микробного и химического загрязнения питьевой воды.

5.2. В радиусе ближе 20 м от колодца (каптажа) не допускается мытье автомашин, водопой животных, стирка и полоскание белья, а также осуществление других видов деятельности, способствующих загрязнению воды.

5.3. Наиболее рациональным способом водозабора из колодцев (каптажей) является подъем воды с помощью насоса, в крайнем случае - с помощью общественного ведра (бадьи). Не разрешается подъем воды из колодца (каптажа) ведрами, приносимыми населением, а также вычерпывание воды из общественной бадьи приносимыми из дома ковшами.

5.4. Для утепления и защиты от замерзания водозаборных сооружений следует использовать чистую прессованную солому, сено, стружку или опилки, которые не должны попадать в колодец (каптаж). Не допускается использование стекловаты или других синтетических материалов, не включенных в Перечень материалов, реагентов и малогабаритных очистных устройств, разрешенных Минздравом России для применения в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Для защиты от замерзания электрических насосов необходимо предусмотреть их обогрев.

5.5. Чистка колодца (каптажа) должна производиться пользователями по первому требованию центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, но не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования и крепления.

5.6. После каждой чистки или ремонта должна производиться дезинфекция водозаборных сооружений хлорсодержащими реагентами и последующая их промывка.

5.7. Чистка, дезинфекция и промывка водозаборных сооружений и устройств производится за счет средств органов местного самоуправления, коллективных и индивидуальных пользователей.

5.8. При износе оборудования (коррозия труб, заиливание фильтров, обрушение срубов и т.д.), резком уменьшении дебита или обмелении, неустранимом ухудшении качества воды, ставшей непригодной для питьевых и хозяйственных нужд, владелец водозаборных сооружений обязан их ликвидировать. После демонтажа наземного оборудования засыпка (тампонаж) колодца должна быть проведена чистым грунтом, желательно глиной с плотной утрамбовкой. Над ликвидированным колодцем с учетом усадки грунта должен возвышаться холмик земли высотой 0,2-0,3 м.

 

VI. Контроль за качеством воды нецентрализованного водоснабжения

 

6.1. Контроль за качеством воды должен соответствовать местной санитарно-эпидемиологической обстановке и быть тесно связан с проводимыми в населенном месте санитарными мероприятиями.

6.2. С целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения контроль должен включать в себя систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборным сооружениям (приложение 3, 4, 5).

6.3. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют плановый или выборочный контроль за качеством воды скважин, колодцев и каптажей общего пользования, а также контроль по разовым заявкам от индивидуальных пользователей.

6.4. Для вновь построенных или реконструированных водозаборных сооружений и устройств общего или индивидуального пользования необходимо провести исследование качества воды в пределах показателей таблицы п.4.1.

6.5. Если при контроле качества воды в скважине, колодце, каптаже отмечено превышение микробиологических и (или) химических показателей по сравнению с нормативами табл. п.4.1, следует выполнить повторный отбор проб воды и провести дополнительные исследования в объеме микробиологических и (или) химических показателей, по которым отмечено превышение норматива. Стойкое ухудшение качества воды по микробиологическим и (или) химическим показателям в ряде повторно отобранных проб требует установления его причины и устранения.

6.6. Мероприятия по устранению ухудшения качества воды включают в себя чистку, промывку и при необходимости профилактическую дезинфекцию (приложение N 1) с последующим составлением акта (приложение N 2).

6.7. Если не удалось выявить или ликвидировать причину ухудшения качества воды или мероприятия по устранению ухудшения качества воды не привели к стойкому улучшению ее качества по микробиологическим показателям, вода в колодце (каптаже) должна постоянно обеззараживаться хлорсодержащими препаратами.

При стойком химическом загрязнении воды следует принимать решение о ликвидации водозаборного сооружения или устройства.

6.8. При неблагоприятной эпидемической обстановке в населенном месте или при необходимости использования по местным условиям грунтовых вод, недостаточно защищенных с поверхности, о чем свидетельствует существенное увеличение дебита колодца (каптажа) в короткое время после выпадения осадков, вода в колодце (каптаже) должна подвергаться обеззараживанию постоянно или на определенный, согласованный с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, срок.

6.9. Контроль за эффективностью обеззараживания воды в колодце (каптаже) проводится центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в установленные им сроки.

 

Приложение N 1

к СанПиН 2.1.4.1175-02

 

Требования

к проведению дезинфекции шахтных колодцев и обеззараживанию воды в них

 

1. Дезинфекция шахтных колодцев

 

Необходимость дезинфекции колодцев устанавливается центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и осуществляется:

- по эпидемиологическим показаниям (при вспышке кишечных инфекций в населенном месте или при попадании в воду колодцев сточных вод, фекалий, трупов животных и др.):

- с профилактической целью (по окончании строительства новых или после очистки и ремонта существующих колодцев).

Для дезинфекции колодцев можно использовать любые подходящие для этой цели дезинфицирующие препараты, разрешенные к применению Минздравом России. Чаще всего для этих целей используют хлорсодержащие препараты - хлорную известь или двутретьосновную соль гипохлорита кальция (ДТСГК).

1.1. Дезинфекция колодцев по эпидемическим показателям.

Дезинфекция колодцев по эпидемическим показателям включает:

- предварительную дезинфекцию колодца;

- очистку колодца;

- повторную дезинфекцию колодца.

1.1.1. Предварительная дезинфекция колодца.

Перед дезинфекцией колодца расчетным методом определяют объем воды в нем (в м3) путем умножения площади сечения колодца (в м2) на высоту водяного столба (в м).

1.1.1.1. Проводят орошение из гидропульта наружной и внутренней части ствола шахты 5% раствором хлорной извести или 3% раствором ДТСГК из расчета 0,5 л на 1 м2 поверхности.

1.1.1.2. Зная объем воды в колодце, проводят дезинфекцию нижней (водной) части его путем внесения хлорсодержащих препаратов из расчета 100-150 мг (гр) активного хлора на 1 л (м3) воды в колодце.

Воду тщательно перемешивают, колодец закрывают крышкой и оставляют на 1,5 - 2 часа, не допуская забора воды из него.

1.1.1.3. Расчет количества хлорной извести или ДТСГК, необходимого для создания в воде колодца заданной дозы активного хлора (100-150 мг(гр) на 1 л (м3), проводят по формуле:

 

        Е х С х 100

     Р= ———————————— , где:

           Н

 

     Р - количество хлорной извести или ДТСГК, гр;

     С - заданная доза активного хлора в воде колодца, мг/л (гр/м3);

     Е - объем воды в колодце, м3;

     Н - содержание активного&n, bsp; хлора  в  препарате,  %;

  100  -  числовой коэффициент.

 

1.1.2. Очистка колодца.

Очистка проводится через 1,5-2 часа после предварительной дезинфекции колодца.

1.1.2.1. Колодец полностью освобождают от воды, очищают от попавших в него посторонних предметов и накопившегося ила. Стенки шахты очищают механическим путем от обрастаний и загрязнений.

1.1.2.2. Выбранные из колодца грязь и ил вывозят на свалку или погружают в заранее выкопанную на расстоянии не менее 20 м от колодца яму глубиной 0,5 м и закапывают, предварительно залив содержимое ямы 10% раствором хлорной извести или 5% раствором ДТСГК.

1.1.2.3. Стенки шахты очищенного колодца при необходимости ремонтируют, затем наружную и внутреннюю часть шахты орошают из гидропульта 5% раствором хлорной извести или 3% раствором ДТСГК из расчета 0,5 л/м3 шахты.

1.1.3. Повторная дезинфекция колодца.

После очистки, ремонта и дезинфекции стенок шахты приступают к повторной дезинфекции колодца.

1.1.3.1. Выдерживают время, в течение которого колодец вновь заполняется водой, повторно определяют объем воды в нем (в м3) и вносят потребное количество раствора хлорной извести или ДТСГК из расчета 100-150 мг (гр) активного хлора на 1 л (м3) воды в колодце.

1.1.3.2. После внесения дезинфицирующего раствора воду в колодце перемешивают в течение 10 минут, колодец закрывают крышкой и оставляют на 6 часов, не допуская забора воды из него.

1.1.3.3. По истечении указанного срока наличие остаточного хлора в воде определяют качественно - по запаху или с помощью иодометрического метода. При отсутствии остаточного хлора в воду добавляют 0,25 - 0,3 первоначального количества дезинфицирующего препарата и выдерживают еще 3-4 часа.

1.1.3.4. После повторной проверки на наличие остаточного хлора и положительных результатов такой проверки проводят откачку воды до исчезновения резкого запаха хлора. И только после этого воду можно использовать для питьевых и хозяйственно-бытовых целей.

1.2. Дезинфекция колодцев с профилактической целью.

1.2.1. При дезинфекции колодцев с профилактической целью предварительную дезинфекцию не проводят.

1.2.2. Очистку и ремонт колодца, а также дезинфекцию стенок вновь построенного колодца завершают дезинфекцией колодца объемным методом (см.п.1.1.3 приложения).

 

2. Обеззараживание воды в колодцах

 

Необходимость обеззараживания воды в колодцах устанавливается центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора для предупреждения распространения среди населения инфекций через колодезную воду и проводится:

- как временное профилактическое мероприятие в очагах кишечных инфекций:

- когда вода колодцев не отвечает требованиям к качеству воды нецентрализованного водоснабжения по микробиологическим показателям.

2.1. Обеззараживание воды в колодце проводится после дезинфекции самого колодца с помощью различных приемов и методов, но чаще всего с помощью дозирующего патрона, заполненного, как правило, хлорсодержащими препаратами.

2.2. В процессе обеззараживания воды в колодце хлорсодержащими препаратами величина остаточного (активного) хлора должна быть на уровне 0,5 мг/л. Достижение этого уровня зависит от ряда факторов, главным из которых является количество дезинфицирующего препарата, необходимого для заполнения дозирующего патрона, с помощью которого и проводится обеззараживание воды.

2.3. Для расчета количества дезинфицирующего препарата в дозирующем патроне (А) определяют следующие параметры:

А1 - объем воды в колодце, м3;

А2 - дебит колодца, м3/час;

А3 - величину водозабора, м3/сут (определяют путем опроса населения);

А4 - хлорпоглощаемость воды.

Расчет проводят по формуле:

 

     А = 0,07A  + 0,08А  + 0,02А  + 0,14А .

              1        2        3        4

 

Примечания: а) Формула дана для расчета количества ДТСГК, содержащего 52% активного хлора, при температуре воды 17 - 18°C.

6) Для хлорной извести, содержащей 25% активного хлора, расчет производят по той же формуле, но расчетное количество препарата увеличивают в 2 раза.

в) Если содержание активного хлора в ДТСГК или хлорной извести иное - делают пересчет.

г) При температуре воды 4 - 6°C (в зимнее время) количество препарата, определенное расчетом, увеличивают в 2 раза.

д) Определение дебита колодца и хлорпоглощаемости воды приводится ниже.

 

2.4. По количеству препарата подбирают подходящий по емкости патрон (или несколько патронов меньшей емкости), заполняют его препаратом, добавляют воды при перемешивании до образования равномерной кашицы, закрывают пробкой и погружают в воду колодца на расстояние от 20 до 50 см от дна в зависимости от высоты водяного столба, а свободный конец веревки (шпагата) закрепляют на оголовке шахты.

2.5. Эффективность обеззараживания воды в колодце устанавливают путем определения величины остаточного хлора (0,5 мг/л) и общих колиформных бактерий. Частота повторных определений не должна быть реже 1 раза в неделю.

2.6. При уменьшении величины остаточного хлора или его исчезновения (примерно через 30 суток) патрон извлекают из колодца, освобождают от содержимого, промывают и вновь заполняют дезинфицирующим препаратом. При этом вносят необходимые коррективы, исходя из первоначального опыта обеззараживания воды в колодце.

 

Определение дебита колодца

 

Измеряют объем воды в колодце, быстро откачивают воду в течение определенного времени (3 - 10 мин.) и отмечают время, в течение которого восстановился уровень воды в колодце.

Расчет проводят по формуле:

 

          V х 60

     Д = ———————— , где:

            t

 

     Д - дебит колодца, л/час;

     V - объем воды в колодце до откачки, л;

     t - время в мин., за которое восстановился уровень воды, плюс время,

         в течение которого откачивали воду;

     60 - числовой коэффициент.

 

Определение хлорпоглощаемости воды колодца

 

В сосуд отбирают 1 л колодезной воды, прибавляют 1% раствор хлорной извести или ДТСГК из расчета 2 мг/л активного хлора (при прозрачной воде) или 3-5 мг/л (при мутной воде). Содержимое сосуда хорошо перемешивают, закрывают пробкой, оставляют на 30 минут и определяют величину остаточного хлора в воде.

Хлорпоглощаемость воды вычисляют путем определения разницы между количеством внесенного в сосуд активного хлора и количеством его в воде после 30-минутного контакта.

 

Приложение N 2

к СанПиН 2.1.4.1175-02

(образец)

 

                                   Акт

          промывки, чистки и дезинфекции колодцев (каптажей)

 

Населенный пункт __________ "__ " ______ 200_год

Комиссия в составе представителей:

Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в__________

_________________________________________________________________________

                              (город, район)

_________________________________________________________________________

               (должность, фамилия, имя, отчество)

Хозяйствующего субъекта _________________________________________________

_________________________________________________________________________

          (наименование хозсубъекта, должность, фамилия, имя,

                         отчество представителя)

составили настоящий акт в том, что колодец, каптаж, родник ______________

(ненужное зачеркнуть)

_________________________________________________________________________

        (местоположение, технические данные - глубина, объем и др.)

подвергнут чистке, промывке и дезинфекции хлорированием _________________

______________________________________________ при концентрации активного

         (указать, каким реагентом)

хлора _____ мг/дм3(г/м3), продолжительность контакта ___ час "__" _______

200__г.

Результаты физико-химического и бактериального анализов после  завершения

дезинфекции на ____ листах прилагаются.

 

Представитель Центра государственного

санитарно-эпидемиологического надзора ___________________________________

 

Представитель хозяйствующего субъекта ___________________________________

Приложение N 3

к СанПиН 2.1.4.1175-02

 

Программа

санитарно-гигиенического обследования шахтного колодца

 

1. Область, район, населенный пункт, улица, колодец N, дата обследования.

2. Местонахождение колодца:

2.1. На территории населенного места - на улице, площади, в промежутках между домами, саду, огороде.

2.2. Вне населенного места - на территории животноводческой фермы, птичника, хозяйственного двора, предприятия (учреждения), др.

2.3. На ровном месте, на возвышенном, на склоне, в низине, в овраге или около оврага, на поляне, на берегу водоема.

2.4. Заливает ли колодец во время таяния снегов, сильных дождей, половодья.

3. Сколько домов и жителей обслуживает колодец, радиус обслуживания.

4. Когда построен колодец. Когда последний раз ремонтировался, очищался, дезинфицировался.

5. Тип колодца: срубовой, бетонный, кирпичный, из другого материала.

5.1. Материал сруба: дуб, сосна, ольха и др.

5.2. Высота стенок над уровнем земли.

5.3. Глубина колодца от поверхности земли до дна и до зеркала воды.

5.4. Объем воды в колодце.

5.5. Имеется ли глиняный замок, на какую глубину и толщину.

6. С какого горизонта собирается вода.

7. Состояние внутренней поверхности стенок колодца.

8. Состояние поверхности почвы вокруг колодца:

8.1. Наличие замощения, на каком расстоянии.

8.2. Наличие ската, водоотводной канавы и ограждения.

8.3. Имеется ли корыто для водопоя скота, на каком расстоянии от колодца.

9. Способ подъема воды из колодца: насосом, воротом, журавлем.

10. Имеется ли бадья или ведро (общественное, индивидуальное), подставка для ведер.

11. Наличие крышки, навеса или будки, их состояние.

12. Расстояние от жилых домов, проезжей части дороги, от выгребных туалетов и мусорных ям, навозохранилищ, других источников загрязнения.

13. Источники загрязнения располагаются по рельефу выше или ниже колодца.

14. Характер почвы между колодцем и источником загрязнения (песчаный, глинистый, черноземный).

15. Расход воды в колодце за сутки, вода вычерпывается полностью или нет.

16. Колебания уровня воды в колодце (по временам года, в зависимости от дождей, таяния снега).

17. Данные лабораторных анализов качества воды.

18. Когда и кем проводился последний анализ.

19. Данные о распространении инфекционных заболеваний на территории населенного места.

20. Данные о других заболеваниях населения, которые можно связать с водным фактором (интоксикации).

21. Данные об эпизоотии грызунов и домашних животных в районе, на территории населенного места.

22. Кто проводит надзор за колодцем и отвечает за его санитарное состояние.

23. Общее заключение о санитарно-гигиеническом состоянии колодца и необходимых мероприятиях.

 

Приложение N 4

к СанПиН 2.1.4.1175-02

 

Программа

санитарно-гигиенического обследования трубчатого колодца

 

1. Область, район, населенный пункт, улица, дом N, колодец N, дата обследования.

2. Местонахождения колодца: вне населенного места, на территории населенного места, внутри строения.

3. Кому принадлежит колодец (владелец).

4. Сколько домов и жителей обслуживает колодец, радиус обслуживания.

5. Когда построен колодец, когда ремонтировался.

6. Метод проходки: бурение, забивка, копание с добуриванием, др.

7. Глубина колодца, из какого водоносного горизонта извлекается вода.

8. Глубина постоянного уровня воды в колодце от поверхности.

9. Производительность колодца (дебит), самоизливающийся или нет.

10. Изменение уровня воды в течение времени, характер, величина и возможные причины изменения.

11. Материал стенок трубчатого колодца, наличие фильтра, защитной сетки, материал сетки.

12. Устройство оголовка, наличие будки или павильона.

13. Способ подъема воды (ручным или электрическим насосом).

14. Защита от замерзания (вид и характер утепления, изолирующий материал, электрообогрев насоса).

15. Наличие глиняного замка, замощения, водоотводной канавы, подставки под ведра.

16. Источники возможного загрязнения, их расстояние от колодца.

17. Данные лабораторных анализов воды.

18. Когда и кем проводился последний анализ.

19. Кто отвечает за санитарное состояние колодца.

20. Общее заключение о санитарно-гигиеническом состоянии трубчатого колодца и необходимые мероприятия.

 

Приложение N 5

к СанПиН 2.1.4.1175-02

 

Программа

санитарно-гигиенического обследования каптажа родника

 

1. Область, район, населенный пункт.

2. Место расположения каптажа. Не заливает ли каптаж во время половодья, сильных дождей, таяния снега.

3. Кому принадлежит каптаж.

4. Сколько домов и жителей обслуживает каптаж, радиус обслуживания.

5. Характер родника.

5.1. Родник восходящий или нисходящий, из какого водоносного горизонта выклинивается родник, степень защищенности от поверхностных загрязнений.

5.2. Количество воды, получаемой с помощью каптажа в сутки.

5.3. Наблюдается ли колебание уровня воды по сезонам года, во время половодья, сильных дождей.

6. Год постройки.

7. Год последнего ремонта.

8. Когда и кем последний раз очищался и дезинфицировался каптаж.

9. Состояние поверхности почвы вокруг каптажа (наличие замощения, водоотводной канавы, ограждения).

10. Наличие павильона или будки.

11. Устройство каптажа:

11.1. Конструкция каптажной камеры, материал стен, герметичность стен, наличие глиняного замка.

11.2. Возможность осветления воды (наличие переливной стенки).

11.3. Наличие переливной и грязевой труб; место отвода воды из переливной и грязевой труб, его замощение, наличие лотка.

11.4. Наличие вентиляционной трубы, ее высота над уровнем грунта, защита вентиляционной трубы.

11.5. Наличие двери и люка с крышкой, возможность организации чистки.

12. Защита от замерзания (вид и характер утепления).

13. Источники возможного загрязнения, их расстояние от каптажа, расположение по рельефу по отношению к каптажу.

14. Данные лабораторных анализов воды. Когда и кем проводился последний анализ.

15. Данные о распространении инфекционных заболеваний в населенном месте.

16. Данные о других заболеваниях населения, связанных с водным фактором (интоксикации).

17. Данные об эпизоотии грызунов и домашних животных в районе, на территории населенного места.

18. Кто осуществляет санитарный надзор и отвечает за санитарное состояние каптажа.

19. Общее заключение о санитарно-гигиеническом состоянии каптажа и необходимых мероприятиях.

]]>
eadaev@post.ru (Editor) оос: законы. нормы. правила Wed, 22 Feb 2012 08:14:32 +0400